Вождение мотоцикла

 

          Начинающие водители зачастую относятся к мотоциклу как к усовершенствованному велосипеду. На самом деле данное средство передвижения по своей сложности и требованиям к навыкам управления гораздо ближе к автомобилю. В этой статье мы рассмотрим некоторые фундаментальные проблемы, с которыми сталкиваются мотоциклисты, а так же дадим несколько советов как с ними бороться.

 

 

 

 

 

 

 

1. Внимание

Именно с этого пункта мы начнем наш гид в мир мотоциклов. Мотоцикл требует повышенного внимания. Внимание условно можно разделить на:

а) Рассеянное внимание - пилот, считывает показания датчиков и оценивает обстановку, фокусировка внимания на нескольких объектах
б) Точечное внимание -  вышивание - концентрация внимания на одном объекте

В зависимости от того, чем вы занимались в жизни, в вас, в той или иной мере развиты разные качества. Так - рассеянное внимание часто развито у людей которым требуется одновременно контролировать множество факторов - пилоты самолетов, менеджеры старшего звена, спортсмены. Точечное внимание чаще всего развито у людей, ведущих неподвижный образ жизни - которые много времени проводят за компьютером, рисованием, вышиванием.

Для управления мотоциклом  вам, в большей мере, потребуется рассеянное внимание, т.к. Вам придется не только управлять рычагами тормоза, ручкой газа, держать равновесие, но и оценивать показания приборов и дорожную ситуацию. Мотоцикл - прекрасное средство для развития рассеянного внимания, но стоит трезво оценивать своё состояние и не форсировать события.

2. Концентрация

Концентрация это умение сохранять внимание на протяжении определенного времени. Для каждого человека это индивидуально. Но будь вы чемпионом мира в супербайке, всегда наступает точка когда ваша психика переутомляется и вы теряете концентрацию. Потеря концентрации, в нашем случае, ведет к потери контроля за мотоциклом и/или дорожной ситуации. Потеря внимания происходит при переутомлении психики наступающий в результате перегрузки центральной нервной системы. Все события, что вы пропускаете через себя - звук мотора, дорожные маневры, поиск передачи, музыка, плохая работа тормоза - добавляет каплю в чашу переутомления. Когда чаша полна - возможности вашего внимания существенно снижаются, вы оцениваете уже не так много факторов и это, как правило, основная причина аварий. Не переутомляйте свою психику. Знайте свой предел, снижайте скорость/нагрузку на ЦНС когда вы почувствовали усталость.

3. Скорость

Скорость - в нашем случае это не то как быстро вы движетесь а как быстро вы думаете - т.е. можете откликнуться на изменения внешней среды. Скорость жизненно важна при вождении мотоцикла. Ваша скорость складывается:

а) Мышечная скорость - насколько быстро ваши мышцы способны реагировать на команды - тормоз, газ, перемещение, сжать локоть
б) Скорость принятия тактического решения - насколько быстро вы можете принять решение в ситуации 
в) Скорость реакции - насколько быстро вы можете среагировать на изменение обстановки
г) Внутренний взгляд - попробуйте пошевелить пальцем ноги, вы заметите паузу в течении которого ЦНС "ищет" палец перед тем как дать команду - пошевелить им. Этот поиск называется - внутренним взглядом. Тоже самое ваша ЦНС делает при поиска рычага тормоза или при управлении мотоциклом. Внутренний взгляд нагружает ЦНС.

Чем выше скорость с которой вы работаете тем меньше времени вы способны сохранять концентрацию. У Вас уже в той или иной мере развиты все виды скорости. Но не забывайте, что если спортсмены специально работают над развитием скоростных качеств, то в вашем случае всё определяется образом вашей жизни.

4. Формула безопасного движения

Скорость движения должна выбираться такой, чтобы вы не теряли концентрацию на протяжении всего пути вашего путешествия. Если вы устали - снизьте скорость, отведите взгляд от дороги. Как только вы поняли что вы устали - самое страшное позади. Большинство аварий происходит в то время, когда скорость работы вашего организма снизилась, концентрация потерялась, но вы ещё не поняли что это уже произошло.

5. Управление мотоциклом

Мотоцикл - контринтуитивен. Почему? Прежде всего, потому что для того чтобы повернуть налево вы толкаете руль вправо. Но вы этого не  поняли пока не прочли эти строки и не попробовали их проверить во время движения. Мотоцикл это сложный физический объект, в котором протекают процессы которые вы ещё не понимаете. Не форсируйте события - иначе вас будут ждать сюрпризы. В отличии от автомобиля - вы, играете существенную роль в развесовке мотоцикла. После того как вы сели на мотоцикл очень важно ознакомиться с тем что такое контрруление, что такое гироскопы, за счет чего мотоцикл сохраняет устойчивость. Вам всё равно придется ознакомиться с этими явлениями - вопрос только в том насколько безболезненно пройдет знакомство.
 

6. Торможение

Правильное торможение состоит из торможения передним и задним тормозом одновременно. Но т.к. у новичка слабо развито внимание, ему тяжело сконцентрироваться и правильно осуществить торможение, поэтому сначала учат тормозить только передним тормозом. 

Правильное торможение передним тормозом состоит из нескольких фаз.

1. Нагрузка  вилки (клевок вниз) небольшим усилием на рычаг
2. Основное торможение на загруженной вилке

При таком торможении сорвать переднее колесо на чистом и сухом асфальте невозможно. Тем ни менее, если вы сразу перешли к основному торможению на прямой вилке - вы можете сорвать переднее колесо. При торможении нужно загружать заднее колесо, отсаживаясь назад. В противном случае заднее колесо пытается потерять сцепление с асфальтом, увеличивая тормозной путь.

Для того, чтобы эффективно тормозить задним тормозом вы должны быть сзади, нагружая заднее колесо а так же оценивать степень разгрузки заднего колеса, нормируя усилие на рычаг тормоза. Помните, что чем сильнее вы тормозите передом, тем меньше вы должны прикладывать усилие к заднему. Даже если вы сидите глубоко сзади.

8. Поиск нейтрали

Поиск нейтрали нужно осуществлять с подгазовкой. Находясь на первой или второй передачах выжмите сцепление, резко откройте ручку газа на небольшой угол, одновременно переключаясь вверх или вниз.

9. Бак

Бак у мотоцикла не больше функциональный чем красивый. Если вы думаете только о том какой красивой он формы вы, вероятно, ещё не знаете что кроме удерживания бензина бак нужен для упора. При торможении вы отсаживаетесь назад и упираетесь в бак коленями. На чоппере вы упираетесь ступнями в подножки, поэтому бак на чоппере - другой. Он не служит для упора. На спортбайке, во время прохождения поворота бак, кроме того, служит зацепом для колена.

10. Экономия

После покупки мотоцикла, многие начинают экономить. Ведь покупка стоила немалых денег - пока обойдусь без экипировки и без резины обойдусь. Никогда не экономьте на экипировке и резине. Резина должна иметь протектор в городской зоне. Лучше купите мотоцикл дешевле.

11. Небрежность

Небрежность это действие, совершаемое при потере концентрации. Мотоцикл, так же как и другие предметы, такие как чашки на кухне - не прощает небрежности.

12. Адреналин

Природа придумала естественный механизм "форсажа" вашего организма - адреналин. Когда происходит опасная ситуация в кровь впрыскивается ферменты, которые влияют на вашу скорость. Это аварийный режим, предназначенный для увеличения шансов выживания в экстремальной ситуации. Т.к. для начинающего - экстремальная ситуация почти везде, большинство времени он ездит на повышенном уровне адреналина. Но, когда действия адреналина заканчивается, ЦНС теряет концентрацию втройне - организм засыпает, выпадая из дорожной обстановки. Будьте внимательны в оценке своего состояния во время движения на мотоцикле.

13. Идиотизм

Не делайте глупостей. Вы, конечно, красиво выглядите на мотоцикле, но это не повод чтобы будить район. Обыватель смотрит на мотоциклиста положительно, но до тех пор пока мотоциклист не мешает ему спать. Выражайте свою радость владения мотоциклом в другой форме. Помните, что девушка которую вы разбудили мотором не думает "какой он молодец, дай ка я выйду, познакомлюсь с молодцем". Уважайте других участников движения. Помните - если дело дошло до столкновения - мотоцикл это муха на ветровом стекле, не взирая на то думала ли муха что она королева дороги или нет.

14. Очень большие обороты

Не бойтесь оборотов, бойтесь отсутствия масла в мотоцикле. Японский мотоцикл можно и нужно крутить в области -1 тысяча до отсечки. При достижении отсечки срабатывает отсекатель, это не значит что мотоцикл сломался.

Желаем Вам удачи на дороге!